среда, 6 февраля 2013 г.

красные элементы в одежде

 Новый образ женщины- строительницы социализма - отторгался традиционной культурой народов Кавказа.

 Красная косынка, наряду с красным знаменем и дымящимися трубами фабрик стала важнейшим атрибутом нового образа женщины-горянки, активно занятой на производстве.

Сегодня трудно сказать, что чувствовали молодые кавказские девушки, которым предлагали красные косынки вместо традиционных платков…

Такие плакаты призывали женщин Северного Кавказа к новой жизни в 1920-е годы

Шегаль Г.М. Долой кухонное рабство. 1920-е гг.

 Красная косынка как элемент женской одежды в системе революционных образов получает символический, знаковый смысл. Красная косынка, по мнению некоторых исследователей, напоминает красный фригийский колпак времен Французской революции. 

 Инструкции предписывали молодым девушкам участвовать в этих праздниках, надев красные косынки. Красный - цвет Октября. В нем была заключена суровая романтика революции и гражданской войны. Известный писатель В. Шкловский вспоминал, что Максим Горький однажды заметил, если революция создала пестрые костюмы, значит, они были ей нужны. Красный цвет стал цветом революционного знамени, доминирующим цветом агиток и плакатов, а красные косынки стали символом новой жизни и женского раскрепощения.

 Как-то много лет назад, собирая материал для статьи в Национальном архиве Республики Адыгея, я нашла интересный документ - инструкции из Центра о том, как проводить новые революционные праздники в черкесских аулах. Новый революционный язык праздника предписывал новые знаковые места, новую лексику и новые для кавказской культуры цвета. Инструкции подробно расписывали, что людям следует собираться не возле мечети, одном из самых важных мест в пространстве общения в традиционной культуре, а возле здания райисполкома. Предписывалось, с какими новыми революционными лозунгами надо выйти на улицы, а некоторые шествия вообще предлагалось сделать костюмированными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий